
Не слишком ли категоричное заявление? – могут возразить мне. Объяснюсь.
Не вдаваясь в подробности моего личного отношения к гражданам, для которых блуждание с одного юридического сайта на другой в поисках возможности бесплатного использования результатов чужого труда и знаний, основы которых даются после пяти лет обучения в ВУЗе и совершенствуются в течение всей жизни, стало уже нормой, позволю себе порассуждать о нас – о тех, кто позволяет на себе, не побоюсь этого слова – паразитировать на себе.
Что нас, профессионалов своего дела, вне зависимости от того, являемся ли мы адвокатами или «вольными юристами», заставляет тратить свое время на интерактивное консультирование, к тому же, иногда, и с анализом документов, более или менее грамотного содержания, присылаемого нам вместе с вопросами, ответы на которые, по мнению вопрошающих, мы обязаны давать уже в силу того, что на нас обратили внимание?
Мотиваций, с моей точки зрения, основанной на анализе нескольких, наиболее посещаемых сайтов, несколько.
1. Желание расширить свою клиентскую базу.
При кажущемся прагматизме, как мне думается, это ошибочная мотивация, причем, допускается именно «ошибка в объекте». Т.е., полагая, что грамотный, развернутый ответ может сподвигнуть вопрошающего «выйти из виртаула» для реального общения, результатом которого является заключение соглашения, мы совершенно не учитываем мотивацию вопрошающего; зачем, спрашивается, платить за то, что можно получить бесплатно?
Если вопрошающий, с его точки зрения, получил не совсем развернутый ответ от одного юриста, он может получить его от другого, а, сопоставив несколько ответов, выбрать для себя, с его точки зрения, наиболее оптимальное решение. К тому же, как я заметил, многие из вопрошающих совершают, своего рода «контрольный выстрел», задавая один и тот же вопрос на нескольких юридических сайтах.
А теперь, сами себе, честно ответьте – на много ли расширилась Ваша клиентская база, в результате такого консультирования?
Лично мне все это напоминает процесс добывания золота на речке при помощи тазика — да, вероятность получения результата есть, но, если взять соотношение его получения к затраченному времени, то итог, мягко говоря, будет неутешительным.
Не скрою — несколько раз и ко мне обращались посетители сайтов с просьбой о личной встрече и развитии отношений уже на другой – финансовой основе. Но каждый раз, наблюдая мучительный процесс внутренней борьбы потенциального клиента; при мысли о том, что вот сейчас он будет вынужден выложить некую сумму за то, что он привык получать бесплатно, по глубине драматизма схожую с внутренними терзаниями (да, простят меня дамы) юной студентки, вынужденной расстаться с девственностью перед домогательствами пожилого преподавателя-сладострастника накануне экзамена, — я прекращал дальнейшие переговоры.
Разумеется, среди потенциальных клиентов, есть и те, кто, таким образом, ищет юриста для решения своих проблем. И в таком методе есть свое рациональное зерно – лучше самому убедиться в квалификации юриста, получив нетривиальное решение поставленной проблемы, чем надеяться, скажем, на рекомендации своих знакомых.
Но вероятность получения такого клиента, примерно такая же, как и…впрочем, пример с тазиком см.выше.
Но тогда, как объяснить, — опять-таки могут возразить мне – рост количества юридических сайтов с возможностью получения бесплатной он-лайн консультацией, и соответственно, с ростом зарегистрировавшихся на них юристов?
А вот это – очень тревожная тенденция – отвечу я — если юрист целый день сидит на таком сайте, отвечая на бесплатные вопросы, надеясь привлечь новых клиентов, это значит, что у него других клиентов просто нет.
Соответственно, и количественный рост юристов, готовых тратить свое время на бесплатные юридические консультации свидетельствует о дефиците востребованности на наши услуги.
С другой стороны, растущий поток посетителей сайтов, предоставляющий бесплатную юридическую помощь, свидетельствует о другой, не менее опасной тенденции – девальвации нашей профессии, а значит – и надежде и на появление традиций, свойственных обществу с высокой правовой культурой.
2. Морально-нравственная мотивация.
Придти на помощь ближнему своему – традиция для любого народа, уходящая корнями в его историю, когда от своевременной помощи соседа могла зависеть жизнь.
Оказание бесплатной юридической помощи тем, кто не в состоянии, вследствие возраста, болезни, своего бедственного материального состояния нуждается в ней – наш моральный долг. Я уж не говорю, что такая обязанность для адвокатов прямо установлена законом (ст. 51 УПК РФ, ст. 50 ГПК РФ).
Но, коллеги, положа руку на сердце, ответьте себе – к какой категории граждан относятся посетители сайтов с бесплатными юридическими консультациями?
Самый поверхностный анализ позволяет сделать вывод, что эти люди вполне самодостаточны, раз обладают компьютерной техникой, умеют ею пользоваться и способны оплачивать ее содержание, включая трафик за пользования интернетом. Причем, никому из них не придет в голову не внести плату за электроэнергию – энергопоставляющие организации чужды благотворительности по отношению к потребителям, или не оплатить подключение к интернету и не внести абонентскую плату - интернет-провайдеры, также, не станут вдаваться в психологические нюансы чужой души, если их услуги не будут оплачены.
Следовательно, растущий поток страждущих безвозмездно получить то, за что во всех странах с высоким уровнем правовой культуры принято платить, объясняется отношением к нам, адвокатам и другим практикующим юристам, как к прохожим на улице, у которых можно поинтересоваться, например, как пройти в библиотеку.
Поэтому, когда некоторые коллеги, со слезой и дрожью в голосе, начинают клеймить позором таких, как я – по их мнению, циничных и меркантильных, лично мое мнение к этому очень спокойное, хотя бы потому, что я не верю в искренность гневливых высказываний; юрист, как правило, человек не только неглупый, но и, в силу профессии, умеющий анализировать и скептически относящийся ко всему, что не подтверждено неопровержимыми доказательствами. Именно поэтому, не веря, что адепты бесплатной юридической помощи в режиме он-лайн из числа моих коллег, считают посетителей юридических сайтов «сирыми и убогими, сожаления и сострадания достойных», я не верю и в искренность их обличительного пафоса в свой адрес.
3. Мотивация на самосовершенствование.
Никто, полагаю, не будет спорить, что среди вопросов, вроде: «будет ли в этом году амнистия» или «как зарегистрировать в однокомнатной квартире небольшую узбекскую семью из одиннадцати человек», встречаются весьма интересные, заставляющие преизрядно поломать голову и «перелопатить» массу литературы, в том числе – и судебной практики.
Работа над такими вопросы для нас являются, своего рода, семинарами. Особенно интересно читать ответы на такие вопросы других коллег, не соглашаясь с ними, или осознавая, что в твоих собственных знаниях существует пробел. Поэтому, бесплатные ответы на такие вопросы, с одной стороны, можно рассматривать, как бонус за возможность лишний раз проверить уровень своей профессиональной подготовки, с другой – сожаление, что в иной ситуации необходимость изрядно потрудиться для ответа на вопрос не обошлась бы даром вопрошающему.
Правда, бонусный вариант, чаще всего, пересиливает материальную сторону – своего рода, это профессиональная деформация; ну, сознайтесь, кто из нас не попадал в такую ситуацию, когда хитрый клиент умудрялся выжать из нас массу информации, ничего не заплатив при этом, только за счет того, что профессионал в нас взял верх над предпринимателем?
Но и давая бесплатные консультации, только потому, что заданный вопрос заинтересовал нас с профессиональной точки зрения, тем самым мы способствуем девальвации своей профессии; ну, какое дело посетителю сайта до того, что для ответа на его вопрос мы начинаем листать справочную литературу, искать схожую ситуацию в судебной практике, а потом проецируем найденное на содержание вопроса?
Он получил свое, а мы продолжаем, таким образом самосовершенствоваться, причем, уже без какой-либо выгоды для себя, ну, если, не считать повышения собственной самооценки.
Так что теперь, — спросите Вы – юридические сайты вообще не нужны? Нужны – отвечу я, но только, как сообщество профессионалов, делящихся опытом, вступающих в дискуссии, причем, подчеркну особо – тщательно модерируемые дискуссии, исключающие возможность оскорбительных или неуважительных высказываний в адрес друг друга.
На таком сайте не будет место для юридических консультаций в режиме он-лайн – это должна быть, своего рода, дискуссионная площадка профессионалов, куда посетители, не являющиеся практикующими юристами (а таковые «вычисляются» мгновенно), будут допущены только в качестве читателей, а возможность задать вопрос будет только конкретному юристу, в разделе «личный кабинет» без возможности продублировать тот же вопрос другому юристу. Благо, что средствами программирования это вполне реализуемо. Причем, за право задать вопрос конкретному юристу человек должен будет заплатить владельцу сайта, что ни в коей мере не обязывает юриста отвечать на заданный вопрос.
Такой подход, с моей точки зрения, будет стимулировать нас к творческой работе, поскольку, из содержания публикуемых материалов будет понятен профессиональный уровень автора данного материала, что позволит человеку, нуждающемуся в юридической помощи, выбрать юриста, ориентируясь на уровень его профессиональной подготовки.
А какая радость от этого владельцу сайта? – спросите Вы, где его профит от нашего клуба по интересам? Извольте – реклама, как самих юристов, так и издаваемых ими книг с возможностью открытия интернет-магазина специализированной литературы и программ для юристов, оплата от посетителей сайта за право задать вопрос, организация семинаров и курсов повышения квалификации, да и мало ли еще способов заработать?
Вот, собственно, вкратце, такова моя точка зрения на то, каким должен быть юридический сайт.
Да, чуть не забыл: рекомендую посетить форум судебных медиков www.sudmed.ru – очень познавательно с любой точки зрения. В том числе, и как люди уважают свою профессию…