Мое выступление посвящено не мошенникам, в том смысле, какой в это понятие вложено ст. 159 УК РФ; к мошенникам, по отношению к частнопрактикующим юристам и адвокатам я отношу группу граждан, относящихся к нам не так, как пациент, приходящий ко врачу рассматривает врача — профессионала, на которого он возлагает, зачастую, последнюю надежду для его излечения, а как на человека, на которого можно взвалить свои проблемы, как пассажир бизнес-класса взваливает свой багаж на личного водителя, по совместительству выполняющего обязанности носильщика.
Представляется небезинтересным, что большинство этих удивительных людей обращаются к адвокату именно, в связи с привлечением их к уголовной ответственности корыстной направленности, если же они обращаются за юридической помощью, то сам факт их обращения должен рассматриваться юристом, как особая честь для юриста, соответственно, дело такого гражданина, как единственное, и посвятить юрист должен ему все свое время и силы без остатка.
Условно я разделил этих граждан на несколько категорий, но, не смотря на внешние различия в их стиле поведения, суть их всегда одна — абсолютный эгоцентризм, пренебрежительное отношение к тем, к кому они обращаются за помощью, но, при этом они весьма трусоваты, и теряются, когда встречают уверенного в себе профессионала, спокойно, последовательно и жестко отстаивающего выбранную им линию поведения, не допускающего фамильярности по отношению к обратившемуся к нему за помощью и не допускающего фамильярности по отношению к себе.
Первая категория — «сирота казанская». Ныне, почти исчезнувшая разновидность граждан, ведущая себя при выборе юриста, подобно потребителю программы «магазин на диване». Эта категория граждан полагает вполне допустимым встречу с юристом в номере гостиницы, которую они занимают, в лучшем случае — в холле той же гостиницы.
Свое эксцентричное предложение они, например, объясняют тем, что в отношении них возбуждено уголовное дело, они в розыске, и на них идет охота со стороны спецслужб, а потому, мол, из гостиницы они выходить боятся.
Абсурдность подобного объяснения, разумеется, ничего, кроме приступа веселья у профессионала вызвать не может. Именно за такие рассказы от «несправедливо преследуемых», не имеющих крова над головой, они и получили свое условное наименование. (Пара примеров из практики и «рецепт» борьбы с сиротами).
Есть и более опасная для адвоката разновидность такого «сироты» — несколько лет назад очень распространены была схема, по которой некто звонил адвокату «из узилища» в роли которого, чаще всего, выступали ОВД «Арбат» или «Пресня», и поведав душераздирающую историю о том, как его, бедолагу, задержали на одном из московских вокзалов, куда он прибыл из провинции с большим количеством денег, подбросили наркотики, и он готов отдать треть весьма серьезной суммы, чтобы адвокат приехал и вызволил его. (Рассказ о сути схемы).
Следующая категория — «человек пластичный», или просто «пластилин» — свое условное наименование получил, поскольку обладает поистине величайшей пластичностью при общении — он всегда и во всем согласен с адвокатом, готов подписать любые заявления и ходатайства, но столь же легко подпишет свои показания у следователя, где объяснит, что прежние свои показания дал, исключительно, по настоянию адвоката, а теперь раскаивается во всем и готов признать себя виновным в совершении любого преступления.
Может рассказать адвокату, что следователь вымогал у него взятку, назвать размер этой взятки, и способ ее передачи, потом, при допросе, рассказать, что история со взяткой — предложенная адвокатом линия поведения, чтобы скомпроментировать следователя.
Чтобы избавить себя от проблем, связанных с общением с «пластилиновым человечком», его опрос рекомендую предварять полученным от него, и написанным им собственноручно заявлением, где гражданин просит оказать ему юридическую помощь в связи с определенными обстоятельствами.
Разумеется, процесс написания такого заявления должен проходить без малейшего вмешательства адвоката, чтобы стиль изложения полностью соответствовал стилю, далекого от стиля изложения документа юристом.
Особенно сложно работать с данной категорией, когда «пластилиновые» привлекаются в составе группы – выработать единую линию защиты, в этом случае, крайне трудно, а уж если у кого-то из них защитник по назначению, да еще по «рекомендации» следователя, вообще невозможно.
Очень неприятная категория граждан, с которыми приходится сталкиваться адвокатам и частнопрактикующим юристам – группа, условно названная мной «вампиры».
Их воздействие на организм адвокатов очень похоже на действие яда кобры, поскольку поражают центральную нервную систему, причем, не только в переносном смысле – среди адвокатов встречаются и крайне впечатлительные, и вот они – сущая находка для «вампира».
Хотя, сначала, все очень благопристойно – как и вампиры из ужастиков, эти, сперва ведут себя очень благопристойно, производят хорошее впечатление, и, если пытаются торговаться о сумме и порядке уплаты гонорара, то совсем ненастойчиво.
Проблемы с ними начинаются потом, уже в ходе работы. «Вампир» не упустит случая уколоть адвоката, якобы тем, что есть и иная, гораздо более близкая «вампиру» точка зрения на его защиту, или представление интересов по гражданскому делу.
Свои познания «вампир», как правило, черпает в интернете на сайтах, где дают бесплатные юридические консультации.
Поскольку юрист, как любой человек творческой профессии, всегда в поиске, а потому, и это касается, прежде всего, молодых адвокатов, всегда пребывает в сомнении, а потому легко становится жертвой «вампира», для которого важно, не только видеть, как переживает юрист за возможно неправильно выбранную им линию защиты, но и ощутить свое превосходство над ним, а там и до отношения «подай-принеси», рукой подать.
Если уж вам попался такой «вампир», первое правило – соблюдение дистанции, т.е., никакого панибратства, разговоров за жизнь, и уж, конечно – обращение только по имени-отчеству и строго на «вы».
Именно с «вампирами», как ни с кем другим, важны четкость и аккуратность в делопроизводстве.
Очень часто «вампиры» требуют предоставить им отчет о проделанной юристом работе, при этом настаивая на личной встрече.
Отчет представить можно, а вот встречаться совсем необязательно – существует масса способов коммуникации с одной стороны, позволяющих зафиксировать факт контакта, с другой – избавить себя от общения с тем, для кого личная встреча – лишь повод для того, чтобы вывести юриста из равновесия, тем самым получив удовольствие, ведомое только вампирам.
На предстоящей Конференции я постараюсь не только максимально подробно, с примерами, показать, насколько разнообразен мир граждан, способных отравить нам жизнь, но и способы противодействия им, если уж нелегкая адвокатская судьба свела вас с ними.
Да — вы можете спросить: почему столь странное фото иллюстрирует данный анонс — не поленитесь, переверните его на 180 градусов в любом редакторе, и все поймете...
Уважаемый Андрей Юрьевич, ой, с фоткой классный трюк (Y)(Y)(Y)
Уважаемый Андрей Юрьевич, читаю и вспоминаю своих доверителей некоторых. Все истина, что Вы написали. По прошествии времени где-то уже и с улыбкой вспоминаешь. Как говорится не мука- а наука.
Уважаемый Андрей Юрьевич, ну Вам-то, как и Олегу Витальевичу, как и мне, таких ребятишек и их прихваты — видно издалека. Но вот многие с ними успевают настрадаться. Тем, кто не «прошел органы» — Ваша лекция жизненно необходима, имхо! Про документооборот — отдельная тема — подмечено четко(Y)
Уважаемый Андрей Юрьевич, ох уж эти клиенты, и «вампиры» приходят, и разные переобувашки — сегодня одно говорят, завтра другое… А уж сколько раз такие горе-доверители вводили в заблуждение! Только вот кого они обманывают? От кого утаивают информацию? Это равносильно пациенту пришедшему на приём к врачу искажать сипмтомы болезни и потом надеяться на адекватное лечение и скорое выздоровление :D
Уважаемый Андрей Юрьевич, некоторые наши коллеги недооценивают опасность таких доверителей, и в стремлении максимально сохранить адвокатскую тайну пренебрегают необходимостью регулярной фиксации своих встреч и их содержания, а ведь это бывает просто необходимо, особенно в случае «переобувки на ходу» и подачи жалобы на адвоката в палату, или иной провокации, на которую такого доверителя могут сподвигнуть всевозможные советники.
Уважаемый Иван Николаевич, а это все потому, что забывают коллеги золотое правило — разговаривай с клиентом так, чтобы потом не было мучительно больно просматривать аудио запись этой беседы:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, я у себя в офисе даже видеокамеры установил, и запись идёт прямо на далёкий облачный сервис, куда нашим следопутам не дотянуться, и это дисциплинирует и меня, и самих посетителей. Наверное поэтому мне ещё не приходилось доставать записи из далёкого архива — никто не жалуется ;)
Уважаемый Андрей Юрьевич, несомненно — тема интересная и полезная с практической точки зрения!
А по поводу таких граждан, которых Вы описали в статье — лечится очень просто — если видишь (чувствуешь) что-то из подобного, так лучше не начинать работу с ними.
Жизнь, она все расставляет на свои места, и такие клиенты, как правило, находят себе, тех из юристов, кто достоин их (giggle)
И за этой «схваткой титанов» (muscle) (gun) интереснее наблюдать со стороны (мое частное мнение, естественно)
Уважаемый Сергей Валерьевич, не все так просто, особенно, у цивилистов, которым чаще всего приходится сталкиваться с теми же «вампирами».
Уважаемый Андрей Юрьевич, вот только вчера выразил отказ заключить соглашение с так называемым «вампиром», чему несметно рад. Тут бы еще одну тему поднять, например: как распознать «вампира».
Уважаемый Максим Юрьевич, на Конференции расскажу:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, меня вероятно всего на конференции не будет. Но, считайте это моим вопросом из зала :)
Уважаемый Андрей Юрьевич, тема, действительно, широкая и интересная! Знание и понимание человеческой психологии — один из важнейших профессиональных навыков адвоката. А тот, кто не уделяет должного внимания развитию данного навыка, полагаясь лишь на одно умение работать с юридическими законами, непременно будет постоянно попадать в сложные ситуации.
Уважаемый Дмитрий Ильдусович, А тот, кто не уделяет должного внимания развитию данного навыка, полагаясь лишь на одно умение работать с юридическими законами, непременно будет постоянно попадать в сложные ситуации -в самую точку:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, узнаю своих сложившихся и несложившихся клиентов в Вашем описании) Всё это испытано всеми нами в разных вариантах неоднократно. Диагностировать каждого не всегда получается, к сожалению. Хотя этому можно учиться.Очень интересная тема. Думаю, будет интересно многим. У меня на постоянной основе на столе лежит распечатка Вашей старой статьи — посыл молодым адвокатам. Когда нападают сомнения в собственной линии отношений с клиентом в виду чрезмерной жалости к нему и его тяжкой доле, перечитываю. Очень помогает! Отрезвляет. Спасибо)))
Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за внимание к моим скромным трудам:)
На Конференции я буду говорить и о том, что зачастую мешает адвокату понять — кто перед ним. Эту профессиональную «хворь» я называю «экстаз от чарующих звуков собственного голоса» — когда адвокат предпочитает говорить, а не слушать, тихо восхищаться от сказанного им, а не слышать.
Уважаемый Андрей Юрьевич, поскольку Вы постоянно в теме, то у Вас с удовольствием готов учиться регулярно дабы самому не заболеть и в диагностике не ошибаться!(bow)
Уважаемый Андрей Юрьевич, и тех и других категорий граждан у меня было предостаточно за годы деятельности, но вот одна «женщина-вампир» — сестра графа Дракулы мне запомнилась навсегда :D Я даже где-то в закрытом разделе на Праворубе, в своем комментарии, публиковал отчет о проделанной работе по ее делу. Не могу никак забыть как она угрожала мне написанием жалобы в адвокатскую палату, а я в ответ предложил ей приложить к жалобе все соглашения об оказании юридической помощи по делу и имеющиеся материалы, чтобы я их к своим объяснениям в палату не прилагал. Ее негодующий крик в телефонную трубку: «И все-то у Вас правильно!...» до сих пор вызывает у меня улыбку, при одном только воспоминании о нем :) Ваше выступление обещает быть одним из самых интересных и жарким — тема злободневнее не придумаешь (Y)
Уважаемый Андрей Юрьевич, вот Вы коснулись вампиризма, есть такое дело и даже носит массовый характер.
Вот с чем мне пришлось столкнуться, спасибо Бог отвел, это отдельная подгруппа — социопаты.
Могут звонить из мест лишения свободы, поскольку у них куча незаконченных дел на воле, подыскивают адвокатов, читая Праворуб.
Из самых известных, классический образец — строитель башни «Федерация».
Наверняка опыт общения с подобной подгруппой у Вас имеется.
Было бы интересно ознакомиться с рецептом Вашего лекарства.
Уважаемый Вадим Иванович, так вот, оказывается, кто мне мешал Полонского посадить :)
Уважаемый Андрей Юрьевич, нет не занимался.
Заходы ко мне были от его соратника, причем в середине судебного рассмотрения дела…
Но, но, но…
Уважаемый Вадим Иванович, их изуверский ум не дает покоя нигде. Прививка, а-ля, жадность фраера сгубила на них не действует! А если и действует, то не надолго, дня так на 2-3(giggle) Без букв на «е», «Ё», «я» и т.п. их мозг не может «фунциклировать», поэтому и разновидностей данного типа людей множество, при этом они постоянно мутируют;)
На службе они меня бодрили, на адвокатском поприще вызывали в первые лет 5-6 неподдельный интерес. Затем по известному сценарию(call)(hi)(dance)
Исключение дела, где извращенный ум правоохр… нителей, которые сами в процессе общения с такой братвой заражаются жульническим вирусом, в процессе мутаций высасывает таки искомый состав там, где его не было и/или быть не могло:&
Уважаемый Андрей Юрьевич, фото вещь!(Y) В самую точку этой братьи, шайки-лейки! Не припомню ни одного клиента из данной категории, что бы тот не имел свое крутилово-мутилово (причем как со следоком, так и с адвокатом)8) С интересом жду конференции(handshake)
На вебинарах ФПА такого не услышишь:x